Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Наука в деталях

Об исследованиях геологов Самарского политеха

В 2024 году геологи Политеха несколько раз привлекали к себе повышенное внимание неожиданными полевыми находками и яркими научными докладами.

В августе

Так, сотрудники нашей кафедры «Геология и физические процессы нефтегазового производства» в составе экспедиции Самарского палеонтологического общества нашли на берегу Куйбышевского водохранилища едва ли не самый большой аммонит из обнаруженных на территории Самарской области. Его диаметр составляет более 80 см, вес находки – свыше 200 кг.

Аммониты – это подкласс вымерших головоногих моллюсков, исключительно морские животные, питавшиеся преимущественно бентосом, падалью и, вероятно, планктоном. Их раковина, размер которой варьировался от нескольких сантиметров до двух метров в диаметре, свернутая в плоскую или коническую спираль (реже  прямая), внутри была разделена перегородками на отдельные камеры. В последней камере – жилой – располагался сам моллюск. Через все камеры, обычно у внешней стенки раковины, проходила тонкая полая трубка-сифон, благодаря которой камеры могли заполняться газом или камерной жидкостью, обеспечивая всплытие или погружение моллюска. Горизонтально аммониты перемещались с помощью своеобразного «реактивного двигателя»: с силой выдавливали струю воды в одну сторону, а сами двигались в другую.

Специалисты обнаружили гигантскую окаменелость во время подготовки к Всероссийской научно-практической конференции «Познавательный естественнонаучный туризм: образовательные возможности и воспитательный потенциал». Она состоялась в Самарском политехе.

– Найденный нами аммонит был слабо виден в породе, практически сливался с ней, – говорит старший преподаватель кафедры Алёна Морова. – Внутри раковины – грубый мел, который был и вмещающей породой, слагающей разрез. (Вмещающая порода – горная порода, внутри которой заключены другие полезные ископаемые. – Прим. ред.)

По словам учёных, аммонит заметили случайно, он лежал неподалеку от дороги. Многие проходили мимо, не обращая на него никакого внимания. Геологи же, перевернув лежавший сверху камень, сразу увидели сохранившуюся часть раковины головоногого моллюска.

По предварительным оценкам аммонит относится к туронскому ярусу. Это значит, что его возраст колеблется от 93,9 до 89,8± 0,3 млн лет. Но здесь возможны неожиданности.

– Возраст пород определяется палеонтологическим методом по руководящим ископаемым и их комплексам, которые встречаются в строго определённых слоях или разрезах, – объясняет Алёна Морова. – Поэтому попутно с расчисткой и препарированием аммонита мы собирали материал из вмещающих пород. Среди встречающихся видов обязательно попадутся те, которые жили только в туронский или коньякский век.

Руководящей фауной, о которой говорит специалист, в этом случае выступают фораминиферы (одноклеточные организмы). Для их определения требуется помощь микропалеонтологов. Сейчас вмещающая порода находится в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Сам аммонит после препарирования и исследования передадут в Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина.

Такие крупные раковины крайне редко попадают в поле зрения учёных. Исследователи говорят, что литологически аммониты из турона и более молодые отложения, относящиеся к коньякскому ярусу (от 89,8 ± 0,3 до 86,3 ± 0,5 млн лет назад), очень похожи. Однако аммониты из коньякских отложений в Европейской России мало известны. Если выяснится, что находка наших учёных всё же принадлежит к этому геологическому веку, то это будет уже второй аммонит из коньякского яруса, обнаруженный в Самарской области. Первая подобная окаменелость с диаметром раковины 72 см была найдена членом Самарского палеонтологического общества Максимом Паперным в 2021 году в Шигонском районе.

Текст:
Светлана Еременко, Кристина Корнюхина

В ноябре

На IX Межрегиональной научно-практической конференции «Самарский край в истории России», которая состоялась 25–26 ноября, прозвучали несколько докладов наших геологов.

В частности, старший преподаватель кафедры «Геология и физические процессы нефтегазового производства» Владимир Моров поделился некоторыми проблемами многолетнего изучения ископаемых эласмобранхий региона. Речь идёт о подклассе хрящевых рыб, включающем в себя вымерших представителей акул и скатов. Характерная особенность этих животных – хрящевой, нередко обызвествлённый, скелет, отсутствие костных тканей.

– Исследования по изучению ископаемых рыб на нашей территории начались ещё в конце XIX века, – объясняет учёный. – Над материалом, лежащим в основе доклада, работали многие исследователи. Среди них научные сотрудники Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН и целый ряд любителей, входящих в Самарское палеонтологическое общество.

Оказывается, представители этой древнейшей по происхождению группы позвоночных, когда-то обитавших на территории нашего региона, почти не упоминаются в литературе. По словам Морова, это связано не только с редкостью находок, но, главным образом, со слабым интересом стратиграфов к ним. Понятно, что отложения древнее верхнего карбона, в том числе девонские отложения, среди которых можно встретить остатки эласмобранхий, залегают на значительной глубине. Однако и из залегающих выше стратиграфических уровней рыбный материал практически не собирался и не исследовался. До недавнего времени ископаемые рыбы на территории Самарской области были одной из наименее изученных фаунистических групп. В результате работ специалистов-палеонтологов в последние годы сведения о ней значительно пополнились. При этом данные, которыми сейчас располагают учёные, были получены не только из работ специалистов, но и благодаря находкам любителей. Важный вклад в палеоихтиологические исследования вносят студенты и преподаватели Политеха, которые собирают образцы окаменелостей во время проведения полевых геологических практик.