Сделано в Политехе
Как экологи университета восстанавливают нарушенные земли
В декабре 2024 года завершилась рекультивация территории бывшего Средневолжского завода химикатов в Чапаевске и грунта в районе сельского поселения Рождествено. Эта колоссальная работа была сделана в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». Инженерные изыскания и проектирование выполняли учёные Политеха, у которых накоплен уникальный опыт оценки уровней и масштабов деградации компонентов различных сред, мониторинговых исследований, разработки технологий утилизации отходов и восстановления нарушенных территорий, а также ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Чапаевск
Средневолжский завод химикатов в прошлом выпускал химические удобрения, ядохимикаты, а также продукцию оборонного назначения для всей страны. Само предприятие было образовано в 1913–1914 годах для отработки технологических процессов производства компонентов химического оружия. На протяжении последних 70 лет в шламоотстойнике Ш2, расположенном на территории предприятия, накапливались опасные отходы. В 2005 году завод признали банкротом. Заброшенная площадка представляла серьёзную экологическую угрозу для всего региона.
– В 1950-х годах русло реки Чапаевки было перенесено, а на месте старого в отсечённых бассейнах возникли три накопителя-шламоотстойника, один из которых – Ш2, – поясняет руководитель проекта, заведующая кафедрой «Химическая технология и промышленная экология», главный специалист научно-аналитического центра промышленной экологии Политеха, доктор технических наук Ольга Тупицына. – Там, на поверхности заболачиваемых территорий, мы и сейчас в тёплое время года можем увидеть выраженную растительность, например камыш. Это говорит о том, что сложившийся естественным образом гидрологический режим всё равно будет себя проявлять, как бы человек ни пытался победить природу.
Шламоотстойник Ш2 содержит около 400 тысяч тонн токсичных веществ, в том числе отходы производства пентахлорфенолята натрия, гексахлорана и гексахлорбензола. Помимо химикатов, там складировались строительные отходы, загрязнённые строительные конструкции и реактивы с истекшим сроком годности. А расстояние от кромки этих навалов до реки Чапаевки составляет не более 15 метров. Река, в свою очередь, впадает в протоку Сухая Самарка, а та несёт свои воды в Волгу, которая в любую минуту может «заразиться» от притока. Именно поэтому первым делом необходимо было предусмотреть меры защиты водоёма от потенциального источника распространения загрязняющих веществ, локализовать его.
– Во время проведения исследований мы выявили факторы, которые сильно ограничили нас в технических возможностях, – говорит Тупицына. – На глубине 10–15 метров залегают отходы II класса (высокоопасные) и III класса (умеренно опасные) различного физико-химического состава и свойств. Соседство с водоохранной зоной не позволяло нам планировать сооружения по их обработке и утилизации. Кроме того, гидрологическая связь Чапаевки с Волгой проявляется при паводке, и закладывать технические решения нужно было с учётом изменяющихся уровней поверхностного водного объекта.
Основной опасностью считается вымывание загрязняющих веществ из накопителя паводковым стоком и атмосферными осадками. Поэтому его надо было полностью изолировать по периметру, поверхности и глубине. Учёным Политеха предстояло найти такие проектные решения, чтобы в ближайшие 20–30 лет шламоотстойник не представлял опасности, а в случае надобности его можно было расконсервировать, извлечь и утилизировать отходы. На этот срок, кстати, дали гарантию производители антикоррозионного покрытия, нанесённого на шпунты – ограждающие конструкции, которые использовались при берегоукреплении.
– Нам повезло, что в основании отстойника при бурении на глубине 20–25 метров мы обнаружили слой плотных неогеновых глин, – продолжает Ольга Тупицына. – Такие породы практически нефильтруемы, они выступают в качестве естественного «замка» и слоя гидроизоляционной защиты, которая определила глубину заложения противофильтрационной завесы по периметру объекта.
При закрепления химически агрессивных просадочных грунтов экологи использовали технологию Jet-grouting – струйную цементацию грунтов, которую адаптировали для возведения водонепроницаемого экрана по периметру. Суть такова: для создания грунтоцементных свай от водоупора до поверхности земли в толщу накопителя за пределами зоны размещения отходов под большим давлением нагнетается специальный цементный состав с реагентами, подобранными в зависимости от типа геологического элемента. Всего понадобилось четыре с лишним тысячи свай, которые последовательно бурились с осени 2022 до весны 2024 года.
Таким образом, получилась капсула, заизолировавшая шламонакопитель со всех сторон. Снизу – глина, по периметру – завеса, а сверху – многослойный грунтоплёночный гидроизоляционный экран, который включает и армирующую геосинтетику, подстилающие и дренажные слои. Эта сложная технология нужна для того, чтобы на следующих этапах, если возникнет необходимость, вскрыть объект и извлечь оттуда накопленное.
– Тот опыт, который мы получили при проектировании, а затем и при реализации мероприятий, был уникальным – никто в России прежде такие технологии не применял, и нам не на кого и не на что было ориентироваться, кроме собственных знаний, – объясняет Ольга Тупицына. – Уже после того как наш проект прошёл экспертизу, такая технология была заложена на крупнейшем в стране полигоне промышленных отходов «Красный Бор» в Ленинградской области, на химическом комбинате «Усольехимпром» в Иркутской области.
Сейчас территория бывшего Средневолжского завода химикатов включена в федеральный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. На июнь 2024 года он был вторым по степени опасности в перечне из 1038 площадок, которые Минприроды России держит на контроле. Самый главный итог – за время реализации проекта роста содержания хлорорганических соединений в компонентах окружающей среды не зафиксировано.
Площадь шламоотстойника Ш2
4,5 гектара
Общая площадь территории
155 га
Объём отходов
400 тысяч тонн
Рождествено
Этот объект потребовал от наших учёных ещё более нестандартного подхода к решению сразу нескольких сложных задач. Бывшая территория бардохранилища спиртзавода ООО «Рождественское» представляет собой земляной амбар неправильной трапециевидной формы, разделённый дамбами на четыре секции. Отвалы из отходов спиртовой барды – это побочный продукт спиртовой промышленности, получаемый в результате переработки сырья, богатого крахмалом или сахаром, в данном случае – зерна. Поскольку барда содержит много клетчатки и протеина, её можно использовать как кормовую добавку для мясного и молочного скота. Но есть нюанс: на воздухе этот продукт начинает загнивать в течение двух суток. С начала 2000-х вся эта масса превратилась в настоящие авгиевы конюшни.
Хотя такие отходы органические и не считаются опасными, они обладают достаточно коварными бактериологическими характеристиками. В частности, в них содержатся яйца гельминтов и размножаются мухи. К слову, расстояние от барды до ближайших жилых домов составляет менее сотни метров. Местные жители летом нередко собирали у себя на участках по два-три ведра насекомых за день.
Учёные Политеха решили взять за основу технологию биотермического компостирования, которая применяется для «свежих» отходов, и адаптировали её под переработку перегнивающей субстанции. Важно было обойтись без вывоза грунта с территории: технически убрать его с правобережья Волги невозможно ни по суше (нет дороги), ни по воде (нет подходящего причала). Отсутствие транспортно-дорожного сообщения сильно ограничивало экологов во времени, учитывая, что федеральный проект нужно выполнить в строгие сроки. Ускорить процесс компостирования позволили предложенные решения по внесению порообразующих добавок и рециркуляционного компоста, в результате чего проект удалось выполнить в срок.
Сейчас весь участок полностью обработан, обеззаражен и обезврежен. Грунт полностью замещён, в том числе, на компост и природный грунт. Территория носит статус земель сельскохозяйственного назначения и входит в состав Национального парка «Самарская Лука».
Площадь бардохранилища
42 гектара
Объём отходов
25 тысяч кубических метров