Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Свои люди

Дело трёх поколений

На протяжении более чем вековой истории Политех стал настоящим домом для семей учёных и преподавателей. Сегодня «Инженер» рассказывает о трёх поколениях, объединённых любовью к нефтехимической отрасли и техническим дисциплинам. Основатель этой династии – доцент кафедры «Машины и оборудование нефтегазовых и химических производств», кандидат технических наук Николай Кац

Старшие

В 1968 году, окончив школу, Николай Кац уже твёрдо знал, что хочет заниматься механизмами, и такая возможность точно была – в Куйбышевском политехническом институте.

– Ребёнком я интересовался наукой, меня очень тянуло к каким-то устройствам, любил что-то собирать, мастерить своими руками, а ещё любил читать и писать – писать до сих люблю, – с улыбкой говорит он. – В Политех меня потянуло даже не потому, что здесь работала мама, Тамара Николаевна. Она была бухгалтером в шестом корпусе – прежде в нём располагался Дом политпросвещения, и мы его называли «ДП», или «Домой пошёл». Меня привлекли «Машины и аппараты химического производства» на нефтепереработке.

Окончив вуз в 1972 году, молодой специалист остался работать на родной кафедре. На сегодня его трудовой стаж насчитывает уже 50 лет.

– Я занимался всем – и колонными, и теплообменными аппаратами, и насосами, а защищался, хотя всю жизнь ненавидел химию, по теме коррозии. За много лет полюбил этот предмет, и сейчас читаю по нему лекции, – говорит учёный.

Более того, Николай Кац разработал учебно-методический комплекс по антикоррозионной защите оборудования нефтегазопереработки. Всего на его счету более 200 печатных трудов, в том числе 13 авторских свидетельств, 10 рационализаторских предложений, 3 монографии, 13 учебных и 28 методических пособий.

 – Для меня Политех – как дом родной, жена даже немного ревнует – объясняет он. Так же, как и женился, так выбрал и эту работу – не случайно, а по любви. С одной стороны, есть наука, с другой – студенты, в которых я ценю их молодость, стремление получать знания. Обычно приходишь на лекцию, выбираешь умные глаза и им читаешь. Ну а если кто-то что-то не успевает, я не слишком придираюсь или ругаюсь. Быть строгим преподавателем, я считаю, ни к чему, потому что всем и везде нужна ласка. Гораздо проще договориться.

Супруга учёного тоже работала несколько лет в Политехе. При кафедре «Машины и оборудование нефтегазовых и химических производств» было создан  центр лицензионных экспертиз (ЦЛЭКС), где Лилия Пыченкова занимала должность ведущего инженера.

В стенах вуза, можно сказать, выросла и их дочь, сейчас доцент кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин», кандидат химических наук Светлана Парфёнова.

Дочь

– Папа часто меня брал с собой на кафедру, и после школы я даже не рассматривала для поступления другие вузы – только Политех. – рассказывает она. – Но мне всегда, в отличие от папы, нравилась химия, для меня это какое-то волшебство, которому всегда находится научное объяснение! И в 1991 году я поступила на специальность, связанную с химией, – экология. А потом была  аспирантура на кафедре «Общая и неорганическая химия», которую возглавлял доктор химических наук Иван Кириллович Гаркушин. Он был моим руководителем, и его я считаю своим «научным папой».

На этой кафедре Светлана Парфёнова проработала 26 лет, на протяжении десяти из них была заместителем директора Института дополнительного образования. Если открыть её портфолио, то помимо 155 публикаций, 50 из которых учебно-методические, можно увидеть ежегодное повышение квалификации в ведущих вузах страны.

Младший

Сын Светланы Кирилл Парфёнов учится в магистратуре. Одновременно он ещё и ассистент кафедры «Машины и оборудование нефтегазовых и химических производств». За короткий научный стаж  Кирилл вошёл в «Золотой фонд» Политеха, победил в областном конкурсе «Молодой ученый», а в этом году вошёл в десятку лучших ассистентов по рейтингу ППС.

– На кафедре «Бурение нефтяных и газовых скважин» учился и муж сестры моей бабушки, старший преподаватель кафедры «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» Игорь Царьков, – рассказывает Кирилл Парфёнов. –

Вслед за ним и дедом я тоже выбрал нефтегазовое дело, но, поработав на практике помощником бурильщика, понял, что хочу заниматься наукой. И пошёл учиться дальше, у меня есть цель – защитить кандидатскую диссертацию раньше, чем мама, до 26 лет.

Тем не менее молодой преподаватель ведёт практику по дисциплине «Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин». Благо, своим опытом с ним готовы поделиться все старшие в семье.

Ветви родового древа

Игорь Царьков много лет трудился по специальности. В его послужном списке – предприятия и по добыче нефти, и по капитальному ремонту скважин. Сейчас он учит студентов обращаться с нефтегазопромысловым оборудованием.

– На буровика здесь учился мой отец, с Политеха началась и моя профессиональная деятельность, и счастливая семейная жизнь, – вспоминает Царьков. – С моей будущей женой, Ларисой Пыченковой, мы поступили в вуз одновременно, я – на бурение, она – на разработку. Впервые я её увидел «на картошке», тогда все зачисленные абитуриенты в сентябре выезжали в колхозы. А потом, на втором курсе, мы уже познакомились лично. Из преподавателей больше всех мне запомнился Киамиль Бекирович Аширов, его лекции были яркими и неповторимыми.

По стопам родителей пошли и их дети, окончив с красным дипломом профильный факультет Политеха. Дочь Ксения вышла замуж тоже за выпускника университета. В альма-матер она работает уже десять лет, на родной кафедре «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

– С восьмого класса я уже понимала, что хочу быть нефтяником, как и дедушка, папа, мама, – говорит Ксения Бабицкая. – Пока училась в университете, тоже занималась научной деятельностью, на старших курсах – под руководством доцента кафедры «Химическая технология и промышленная экология», кандидата химических наук Виктора Викторовича Коновалова. Также  моим неформальным руководителем, когда я писала кандидатскую диссертацию, был отец, за что я ему крайне благодарна.

Текст:
Елена Авдеева

Для нас Политех – как горшочек с почвосмесью, в котором мы выросли. Нас можно «пересадить на разные грядки»,
но память о родном «горшочке» останется на всю жизнь.

Если сложить общий педагогический стаж всех членов этой большой семьи, выйдет ровно
125 лет.