Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Свои люди

Награда отца вернулась в семью профессора Юрия Желуницына спустя 30 лет

В один из серых апрельских дней 2020 года доктор технических наук, профессор кафедры «Технология твёрдых химических веществ» Юрий Желуницын был сильно взволнован телефонным звонком.

– Юрий Петрович, вот какое дело, – раздался голос в трубке. – Тридцать лет назад одна девочка нашла в сугробе орден Красной Звезды. В этом году удалось установить имя его кавалера. Это ваш отец.

Желуницын тогда не сразу поверил своим ушам. Боевая награда отца, давно исчезнувшая при странных обстоятельствах, возвращалась в семью. Нечто сокровенное, рождённое в окопах Сталинграда, в дубравах Польши и в предместьях Берлина поднималось из-под глыб официальной истории о Великой Отечественной войне. В сдержанном блеске рубиново-красной эмали свидетели возвращения ордена смогли без труда разглядеть триумфы и поражения, человеческие слабости и сверхчеловеческую волю, яростную ненависть и всепобеждающую любовь. Словом, судьбу фронтовика подполковника Петра Желуницына. Политех в данном случае был лишь финальной локацией, на которую вывел красивый, трогательный, почти кинематографический сюжет.

Куйбышев, 1980-е годы

– Мне было восемь или девять лет, – рассказывает жительница Самары Екатерина Новосёлова. – Была зима, мы с подружками катались с горки во дворе нашего дома на улице Советской Армии. Лепили снежки, копались в сугробах. Вдруг вижу, в снегу что-то алеет. «Какой красивый значок», – подумала я тогда.

Девочка отнесла находку домой, показала бабушке. Та сама прошла войну, поэтому сразу сказала, мол, это боевой орден, надо искать владельца. Но до военкомата в тот момент ноги так и не дошли, потом об ордене забыли, он остался лежать среди бабушкиных наград. А когда бабушки не стало, родные стали разбирать вещи, и Екатерина вспомнила, как когда-то откопала красную звезду в снегу.

 

Поволжье, 1915 – 1943 годы

Пётр Желуницын родился в 1915 году в селе Новинка Саратовской губернии. В 1939 году женился, в 1941-м семья жила в Ивано-Франковске на Западной Украине. Едва началась война, жена с маленькой дочерью эвакуировались под Саратов. А боевой путь самого Петра Желуницына, отучившего в военно-политическом училище имени Фрунзе, начался в 87-й танковой бригаде 7-го танкового корпуса. Сначала он служил в должности комиссара танковой роты, затем был инструктором политотдела. Волевые командирские качества капитана Желуницына проявились ещё в боях на Брянском фронте, когда он, как указано в официальных документах, «своим личным примером увлекал за собой своих танкистов на прорыв вражеской обороны». Первую награду – медаль «За отвагу» – наш герой получил за участие в операции по взятию города Котельниково на Сталинградском фронте в декабре 1942 года. Тогда отличилась вся танковая бригада, которая после этого получила звание 19-й гвардейской, но подвиг Желуницына в приказе командования был выделен отдельной строкой. Дело в том, что Котельниково к моменту наступления на него частей 7-го танкового корпуса представляло собой мощный узел обороны. Мосты через реку Аксай Курмоярский немцы подготовили к взрыву, подступы к городу заминировали. В самом Котельникове укрылось до 30 фашистских танков и батальон пехоты.

Утром 28 декабря танки 87-й танковой бригады с бойцами 7-й мотострелковой бригады на броне вышли на южный берег реки Аксай, чего противник явно не ожидал, а к 13:00 уже достигли окраин Котельникова. Здесь советские войска были остановлены сильным встречным огнём немцев. Наступление грозило выдохнуться. И вот в этот момент капитан Желуницын, будучи в расположении мотострелкового пехотного батальона, нашёл какие-то важные слова, чтобы собрать рассеявшуюся пехоту для дальнейшего броска. К 18:00 все наступавшие части уже вели бои на улицах Котельникова, а к утру 29 декабря город был полностью очищен от немцев.

– Рассказывать о войне отец не любил, – вспоминает сегодня профессор Политеха. – Приходил в школы, когда приглашали. Дети хотели героических подробностей, а что он мог сказать – только то, что не получил ни одного ранения, хотя его танк подрывали трижды.

Белоруссия – Германия, конец 1940-х – начало 1950-х годов

Во время ожесточённых боёв под Сталинградом к Желуницыну приехала жена Анна. Чудом разыскав мужа, она осталась с ним, служила в штабе. Супруги вместе прошли всю войну до самого Берлина, потом вплоть до 1956 года служили в нескольких гарнизонах. В 1951 году судьба забросила их в город Лепель Витебской области, где родился сын Юрий. Затем несколько лет глава семьи нёс службу в группе советских войск в Германии. Награды мужа: ордена Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I степени и несколько медалей – Анна Желуницына хранила вместе со своими до 2004 года и завещала передать их внукам.

Самарский политех, наши дни

Сейчас Юрий Желуницын, ещё не совсем справившись с волнением, тепло вспоминает об отце:

– Демобилизовавшись, он сначала работал на куйбышевском хлебозаводе №5, потом – на заводе «Металлург» освобождённым парторгом второго цеха, где трудились полторы тысячи человек. И каждый знал его как принципиального, готового принять самое смелое и ответственное решение руководителя. Я, глядя на него, отличного офицера, хотел посвятить себя службе в армии и даже поступал в Казанское суворовское училище, но не прошёл по медицинским показаниям. Армия всегда была для меня примером, непререкаемым авторитетом. Конечно, возвращение ордена – это очень знаменательное событие для нашей семьи. Хранить реликвию теперь будут мои сыновья Пётр
и Филипп.

27 мая 2020 года Екатерина Новосёлова передала орден Красной Звезды, когда-то случайно найденный ею, сыну и внукам Петра Желуницына. Установить имя кавалера этого ордена позволила программа «Судьба солдата», которую реализуют активисты общественной организации «Поисковое движение России» и Общероссийского народного фронта.