Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Свои люди

Секретарь комитета комсомола Куйбышевского индустриального института – о времени и о себе

На протяжении десятилетий биография политеховского студенчества была неразрывно связана с комсомолом. Комитет ВЛКСМ института находился в центре учебной и общественной жизни молодёжи, вокруг него по большим и малым орбитам носились сотни оригинальных идей, которые благодаря юношеской дерзости и задору находили реальное воплощение. Комсомольцы делали изобретения, совершали трудовые подвиги, закладывали новые традиции. И хотя эта молодёжная организация прекратила существование ещё 28 лет назад, следы её позитивной деятельности до сих пор напоминают о славной, но безвозвратно ушедшей эпохе.
«Технополис Поволжья» публикует воспоминания Виктора Янковского, выпускника механического факультета Политеха 1960 года, бывшего комсомольского лидера Куйбышевского индустриального института в 1959 – 1961 годах.

Юность

Я вступил в комсомол в апреле 1952 года. Вслед за этим меня выбрали председателем совета пионерской дружины школы № 11 в Йошкар-Оле. Руководство дружиной было моим первым комсомольским поручением. Год обещал быть напряжённым: предстояли выборы депутатов в городской совет, и пионеров привлекали для выступлений перед избирателями. В то время было принято избирать в местные органы власти не только своих передовиков и руководителей производства, победителей социалистического соревнования, деятелей науки и искусства, но и первых руководителей партии и правительства СССР. Конечно, они на встречи с гражданами не приезжали, но от их имени выступали с приветствиями доверенные лица, и ответственность за такие выступления была большая.
На избирательном участке напротив нашего дома баллотировался в депутаты И.В. Сталин. Перед выборами там установили его огромный портрет. Но едва закончилась избирательная кампания, как пришло известие, потрясшее весь мир: 5 марта Сталин умер. Я сам видел, как множество людей, молодых и пожилых, стоя на коленях перед портретом, обливались слезами.
Весной 1953 года я получил первую комсомольскую награду – Почётную грамоту ЦК ВЛКСМ, о чём написали даже в газете «Марийская правда». Через пару месяцев моя семья переехала в Куйбышев, и с тех пор моя судьба оказалась связана с этим волжским городом.

Мои университеты

После окончания школы в 1955 году я собирался поступать в Ленинградский институт киноинженеров, но мама тогда объяснила, что не сможет обеспечивать мою учёбу в другом городе. Пришлось подавать документы на механический факультет Куйбышевского индустриального института (КИИ). Пять вступительных экзаменов я сдал на 25 баллов. Перед зачислением с каждым абитуриентом беседовали декан Арон Наумович Резников, секретарь партийного бюро, секретарь комсомольского бюро и председатель профсоюзного бюро студентов.
1 сентября весь курс – три группы по 25 человек в каждой – отправили на уборку картошки в совхоз имени Молотова, что в Кошкинском районе. Там мы знакомились друг с другом, там зарождались отношения, которые затем продолжались всю жизнь, как, например, у нас с Юрой Подусовым. Подружившись в первые дни учёбы, мы уже не расставались никогда: на занятиях сидели за одним столом, вместе готовились к экзаменам, вместе смотрели кино. Правда, на свидания с девушками мы всё же ходили по отдельности.
После поездки «на картошку» нас с Юрой избрали в комсомольское бюро факультета. Началась активная студенческая жизнь.

 

Целина

В июне 1956 года вышло обращение ЦК ВЛКСМ с призывом к комсомольцам оказать помощь в уборке урожая на целине. В 20-х числах июля мы с однокурсниками погрузились в товарный поезд и поехали в Уральск. Оттуда ещё 20 километров на грузовиках добирались до совхоза «Чаганский». Врио директора совхоза назначили Костю Хитина, студента с нашего потока, участника Великой Отечественной войны.
Мы жили на полевом стане, где стоял вагончик для местной бригады и одна палатка, в которой спали вплотную шесть мальчиков и шесть девочек. Поворот с боку на бок осуществлялся по команде, для этого один из нас должен был выползти из общего ряда. Все естественные надобности справляли за грейдером – высокой дорожной насыпью.
С нами приехала съёмочная бригада Куйбышевской студии кинохроники. Они снимали фильм «Горячие сердца» о работе и отдыхе куйбышевских студентов во время уборки урожая. В озере, на берегу которого стоял наш лагерь, мы ловили раков с помощью маленьких хозяйственных авосек. Для фильма это не годилось, и режиссёр выпросил у кого-то большую рыболовную сеть, собрал группу «раколовов». Камера! Мотор! Поехали!
«Артисты» забросили невод, повозили им по дну и стали тянуть. Когда вытащили сеть на берег, раков в ней не оказалось, зато посредине снасти зияла огромная дыра. Тогда киношники, которым очень нужен был материал к фильму, организовали для группы студентов поездку в рыбсовхоз на реку Урал. Там мы участвовали в ловле осетров, ели осетровую уху, наблюдали, как рыбаки выпускали икру в воду.
В Куйбышев вернулись в первых числах октября и сразу приступили к занятиям. За трудовой семестр я заработал 3000 рублей – по тем временам очень приличная сумма – и смог купить себе костюм.

На Алтае

В июле 1957 года мы вновь поехали на целину, теперь на Алтай. Около 800 студентов КИИ направили в совхоз, расположенный в 120 километрах от станции Алейск. В совхозе – восемь отделений, отдалённых на 20 – 30 километров друг от друга.
Ещё в Куйбышеве меня назначили председателем факультетского штаба.
Я должен был отвечать за размещение, организацию работы, отдыха и питания 80 человек. Но директор совхоза сразу же заявил:
– Раз ты старший по отделению, будешь старшим и по совхозу. Мне не нужны восемь старших, я буду работать с одним. Ты всех хорошо знаешь, вот
и работай!
И побежали трудовые будни – только успевай поворачиваться. Ежедневные планёрки у управляющего нашим отделением, планёрки у директора совхоза, поездки по отделениям в тарантасе или на попутке.
За несколько дней до отъезда из ЦК ВЛКСМ прислали большущую инструкцию о порядке оплаты труда студентов. Главный бухгалтер совхоза, беспробудный пьяница, заявил, что в этих бумагах он ничего не понимает и делать ничего не будет. Тогда директор совхоза сказал:
– Делай всё сам. Я тебе доверяю.
Три ночи я с двумя помощниками оформлял ведомости. За день до отъезда в контору совхоза под руки привели хмельного главного бухгалтера. Директор попросил меня объяснить систему расчётов, после чего заставил главбуха подписать документы.
Уезжая домой, мы увозили с собой Красное знамя совхоза и 18 государственных наград – медалей «За освоение целинных земель».
На вокзале в Куйбышеве, несмотря на поздний час, нас встречали как героев. Кроме родителей, собрались деканы факультетов, комсомольские и профсоюзные руководители института и даже духовой оркестр.

Янковский Виктор Владимирович

Выпускник механического факультета Куйбышевского индустриального института. Секретарь комитета ВЛКСМ КИИ с сентября 1959 года по март 1961 года. В 1961 – 1963 годах работал первым секретарём Ленинского райкома ВЛКСМ. Кандидат технических наук, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

В комитете комсомола

Осенью 1957 года меня избирают в состав комитета комсомола КИИ. Также я был делегирован в состав редколлегии новой многотиражной газеты «Молодой инженер», органа парткома, дирекции, комитета ВЛКСМ, профкома и месткома института. Первый номер издания вышел 5 апреля 1958 года. Моей задачей было организовать студенческий корреспондентский актив для подготовки публикаций о работе комсомольских объединений в группах и на факультетах, а также материалов о деятельности комитета комсомола КИИ.
Зимой 1958 года вместе с другими комсомольцами-активистами мы побывали в Московском энергетическом институте, ознакомились с опытом работы по развитию художественной самодеятельности, с методикой воспитания чувства ответственности за учёбу, с принципами организации клуба интересных встреч. По возвращении домой написали об этом в «Молодом инженере». Постепенно на всех факультетах были созданы учебно-производственные комиссии, которые контролировали выполнение графиков самостоятельной работы, принимали участие в деятельности стипендиальных комиссий.
Традиционные смотры художественной самодеятельности заменили фестивалем «Студенческая весна». Наше начинание поддержали и другие вузы. Также на механическом факультете был открыт клуб интересных встреч.
В сентябре 1959 года я стал секретарём комитета комсомола института. За мной было 3000 комсомольцев, объединённых в семь комсомольских организаций факультетов, и комсомольская организация сотрудников КИИ. Мой рабочий день начинался в 8 утра и заканчивался в 10 – 11 вечера, так как большинство комсомольских мероприятий в институте проходили после 19 часов. Совмещать общественную деятельность с учебной мне помогал Юра Подусов. Последнюю сессию мы оба сдали на «отлично».

Штаб трудовых дел

После защиты дипломов Юра уехал по распределению в Рыбинск, а я остался работать в комитете комсомола института и на кафедре «Детали машин». В комитете удалось собрать дружную, работоспособную команду, в которую входили Коля Мишунин, Олег Пилипец, Ольга Карганова, Слава Ткаченко, Саша Лобанов, Валя Сидорова. Хорошую поддержку нам оказывали секретари факультетских бюро Слава Донин, Женя Утанин, Роберт Машков, Боря Финаев. Мы сформировали штаб трудовых дел (прообраз штаба студенческих строительных отрядов). Традиции целинных отрядов будоражили умы, и мы стали искать места возможного приложения студенческих рук. В это время в Тольятти строился завод синтетического каучука. Его объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и мы решили не оставаться в стороне. Обком комсомола нас поддержал. При выборе места размещения студентов нам предложили освободившиеся бараки заключённых, ранее работавших на стройках Тольятти. Естественно, мы отказались. Выбрали место для палаточного лагеря в сосновом лесу на въезде в город (там сейчас автовокзал). В этом лагере ребята из Куйбышевского индустриального института жили и работали два сезона.