Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Свои люди

Философы Политеха соотносят реальный мир с виртуальным, показывая различия и предупреждая об опасностях

Будем честны: слепое почтение к философии в обывательском сознании нередко сопровождается недоумением по поводу её места в современной научной парадигме. Минувшей осенью в Политехе состоялись «Борисовские чтения» – III Всероссийская философская конференция с международным участием, главная тема которой – «Постнеклассическая наука и новые общественные вызовы». Воспользовавшись случаем, «Технополис Поволжья» спросил, зачем нам нужна философия, у одного из ярчайших представителей философской школы Политеха, доктора философских наук, профессора кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки» Татьяны Борисовой.

– Как по-вашему, насколько интересны, важны и нужны будущим инженерам такие дисциплины, как философия?

– Важна сама проблема формирования единого методологического контекста, который объединил бы технические и естественные, философские науки. Какие здесь объединяющие начала? Первое: науку делает человек, поэтому сама субъективная база любого процесса познания является методологическим основанием для объединения наук. Второе: именно благодаря попыткам сформировать единый научный язык был выработан объёмный понятийный аппарат, который является методологической скрепой объединения всех наук. Очень многие понятия одни и те же: понятия поля, жизни, функционала, времени и пространства.
Третье: сами методы, многие из которых тоже активно взаимодействуют. Например, диалектический метод познания философии используется представителями естественных наук, а такие методы, как индукция и дедукция, известны и биологам, и математикам, и химикам. Более того, у математиков существует целое направление, основанное на феноменологическом методе исследования. «Продвинутые» учёные понимают ценность философии, важность её изучения.

– Что даёт знание философии?

– Философия формирует у студентов чувство правильного отношения к миру, любви к себе и ближнему, чувство победителя, что крайне важно для учёного, потому что любая статья или защита – это твоя победа, научное открытие. Это психологическая ориентация: философия учит быть победителем. У многих философов была очень трудная судьба, они вынуждены были бороться, защищать свои взгляды, некоторых, как мы знаем, сжигали на кострах…
Ещё одна из задач философии – сформировать позитивный образ будущего. Сейчас она осложняется тем, что появилась новая виртуальная реальность, которую мы должны изучить. Кстати, само понятие «виртуальная реальность» встречается впервые у Платона, о чём студенты узнают с большим удивлением. Именно он построил особую реальность, отличающуюся от реальности человека и предметов, с которыми мы имеем дело, поэтому философии будущего предстоит соотнести реальный мир с виртуальным, показать различия, положительные и опасные. Современная геополитическая ситуация представляет собой столкновение цивилизаций, изменение старого миропорядка, что способствует возращению к широкому гуманитарному образованию студентов всех специальностей, в том числе к изучению философии, особенно русской, ведь это колоссальный пласт нашей культуры.

Текст:
Елена Андреева

– А с каких позиций философия рассматривает развитие искусственного интеллекта?

– Прежде всего, в «дружбе» с естественными и техническими науками. Вспомним, что философским основанием для построения искусственного интеллекта была система Демокрита, впервые высказавшего идею, что наши мысли материальны. А если они материальны, то можно их сконструировать. На этом философском основании и выстраивается теория искусственного интеллекта как возможность конструировать эмоции и мысли человека. Положительные и негативные последствия этих процессов философия рассматривает, объединяясь с инженерией, используя новые технические возможности. Сейчас ставится вопрос о том, что соотношение технической и природной сфер изменилось, и очень многие естественные процессы можно заменять искусственными, будь то зачатие человека или искусственная пища. Коль скоро биологическая эволюция близка к остановке, возможно, нам стоит вообще отказаться от природы и жить только в искусственно построенной техносфере? Философия в этой ситуации предупреждает об опасности.
Кроме того, сама проблема создания искусственного интеллекта и «техночеловека» глубинная, потому что, как только человек выделил себя из природы и осознал себя как человек, он впервые почувствовал свою слабость перед природой, и самое главное – свою смертность. Поиски рецептов бессмертия уходят корнями глубоко в историю, с этой проблемой связана мифология, религия с её идеей ада и рая, восточная философия с рецептом сансары и идеей превращения. Технические науки предложили сейчас один из вариантов решения темы бессмертия – построение техночеловека в разных вариациях. Но философы задают вопрос, нужно ли это самому человеку, это главное, что нужно решить, чтобы найти гармоничное соотношение между техникой и гуманизмом. То, что сейчас пропагандируется в западной культуре (имею в виду агрессивную гендерную политику, направленную на отрицание пола), как раз основана на возможности человека технически изменять себя. Однако эти вмешательства в конечном итоге приведут к тому, что развитие человека прекратится, исчезнет человеческий мир вообще. Совместная задача учёных всех областей заключается в том, чтобы его сохранить.

– Не могу не спросить: каково место женщины в современной науке?

– Женщина в науке – тема очень интересная, актуальная и философская. Женщины долго не имели своих прав, потом за них боролись, а затем отвоёванная ими свобода обернулась против них. Они потеряли возможность эмоционального общения с мужчиной и тем самым – возможность общения с самими собой. Природа и культура закрепила два пола, и функционал отношений между ними заключался не только в продолжении рода, но и в лёгком, обогащающем две стороны общении флирте, искусстве соблазнения. Взаимоотношения с мужчиной воодушевляли женщину, способствовали её физическому и психологическому здоровью, но постепенно этот любопытнейший пласт стал растворяться в цивилизационном пространстве. Печально, что современные феминистские движения становятся всё более радикальными и направленными не столько на борьбу женщины за свои права, сколько против её радостей жизни.
Соответственно, отношение к женщине как к учёному тоже прошло свою историческую эволюцию – от насмешек и недоумения со стороны мужчин до выравнивания научных карьерных позиций. Восхищаюсь женщинами, которые, имея семью, детей, пишут и защищают диссертации. Вообще, женщина в науке обращает внимание на такие моменты, на которые мужчина не обратил бы внимания, например, на такие вещи, как утончённое взаимодействие между изучаемыми объектами.

– Насколько современные философы успешны как учёные?

– Настолько же, насколько и представители других научных направлений. Никаких различий нет, всё зависит от того, какова самооценка конкретного человека. Если она высока, если он доброжелательно относится к миру, это, как ни странно, способствует его научным успехам. Когда кто-то способен порадоваться и за успех другого, доверяет коллегам, это приносит результаты и в коллективе, потому что современная наука носит коллективный характер.

Краткая история
научных грантов
философов Политеха

 

2023 год
Научный коллектив под руководством профессора кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки» Вячеслава Фаритова получил грант РНФ на реализацию проекта «Человек античный и человек современный: образ жизни, смерть и бессмертие». Проблема, которой посвящено исследование, связана с разработкой средств описания, оценки и прогнозирования основных тенденций развития современного общества. При этом внимание учёных концентрируется на трёх базовых областях, определяющих изменения современности: научно-техническое развитие, проекты политического преобразования и развитие межличностных отношений по модели «Я – Другой».

 

2022 год
Грант РНФ выиграла научная группа доцента кафедры Ярослава Левина с проектом, посвящённым анализу исторического опыта противодействия экстремизму в XX – начале XXI в.

 

2021 год
Доцент кафедры Роман Исаев выиграл грант программы Fulbright, благодаря которому получил возможность проводить авторский курс «Онтология устойчивого развития: как изменить этот мир и ничего не потерять» для студентов Техасского университета в Остине (University of Texas at Austin).