Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Сделано в Политехе

Самарский Политех на рынке электроинструментов

Ни одно строительство, будь то ремонт дачи, возведение многоэтажки, постройка воздушного или водного судна, не обходится без электроинструмента. Чего греха таить, российские строители уже привыкли к проверенным временем инструментам иностранных брендов. Но в условиях санкций их поставки в Россию были приостановлены. Те, что остались, продаются по завышенным ценам. Ассортимент стремительно беднеет.

Интерскол - Политех

Отечественные производители намереваются в ближайшие годы полностью заместить зарубежные бренды, а учёные Политеха готовы помочь в этом ведущему российскому изготовителю электроинструмента – компании «Интерскол».
– Российский инструмент должен быть не хуже мировых аналогов, – рассказывает доцент кафедры «Информационно-измерительная техника», кандидат технических наук Евгений Мельников. – В последнее десятилетие ведущее направление в создании электроинструмента – избавление от проводов.
Сейчас мировые производители, действительно, отдают предпочтение инструментам аккумуляторного типа, причём высоковольтным, с напряжением батареи 40 – 50 вольт. Даже отвёртка на батарейке удобнее обычной, если работать ей в тесном помещении. Правда, сверхмощные механизмы по-прежнему создаются в сетевом варианте.
В начале 2023 года в нашем университете был создан научно-образовательный центр «Цифровизация, стандартизация и качество электроинструмента. Центр компетенций ИНТЕРСКОЛ - СамГТУ». Он объединил стремления производственников и наших учёных в деле создания импортозамещающего инструмента. Поле для деятельности довольно широкое, есть десятки различных видов электроинструмента: перфораторы и болгарки, штроборезы и шуруповёрты, дрели и лобзики – список можно продолжать довольно долго. Сотрудники нескольких кафедр института автоматики и информационных технологий Политеха, а также учёные электротехнического факультета вместе со специалистами «Интерскола» работают над усовершенствованием как аккумуляторного, так и сетевого инструмента. В первую очередь, речь идёт о создании бесщёточного синхронного двигателя с постоянными магнитами и о разработке интеллектуального блока управления электроинструментом.

Время других моторов

Во-первых, инженеры думают о том, как улучшить энергетические характеристики инструмента. Они прежде всего зависят от двигателя, преобразующего электрическую энергию в механическую.
– В истории развития электроинструмента уже был переход с асинхронных двигателей на коллекторные, – говорит эксперт «Интерскола», директор департамента маркетинга ООО «КЛС-Трейд» Сергей Немков. – Практически весь электроинструмент сейчас представляет собой электромеханическое устройство, приводимое в работу коллекторным двигателем. Программа, по которой работает такой мотор, одна, и она задаётся коллекторно-щёточным узлом.
Именно коллекторно-щёточный узел, по мнению доктора технических наук, завкафедрой «Электромеханика и автомобильное электрообрудование» Юрия Макаричева, – самое уязвимое место коллекторных машин. Это устройство невысокой надёжности и ограниченного срока службы. Электрические щётки довольно быстро изнашиваются и требуют замены. Кроме того, искры в коллекторе создают помехи для работы электронных устройств, делают невозможным применение инструмента во взрывоопасных и пожароопасных средах.
Двигатель, который создают политеховцы, лишён этих недостатков. Он не греется из-за трения, так как в нём нет щёток, быстро разгоняется, поддерживает высокие обороты. Конечно, разработка таких механизмов представляет собой сложное и наукоёмкое дело. Но для него в Политехе есть необходимые ресурсы. Доктор технических наук, завкафедрой «Электроснабжение промышленных предприятий» Юрий Зубков вместе с кандидатом технических наук Юрием Иванниковым создали целую серию бесконтактных двигателей с постоянными магнитами. Моторы производятся в НПО «Шторм» и успешно используются в авиационной и нефтегазовой отраслях.

Текст:
Светлана Еременко

 

Умная болгарка

Если аккумуляторные машины уже перешли на бесщёточные двигатели, и это как раз обусловлено тем, что их питание осуществляется постоянным током от батарей, то оснащение сетевого инструмента подобным двигателем возможно лишь с применением недавно появившихся высокопроизводительных микроконтроллеров. Они позволяют резко повысить интеллектуализацию инструмента. В «умных» двигателях микроконтроллеры обеспечивают синергию нескольких программ, что должно снизить вес, увеличить мощность и значительно увеличить срок службы движка.
Кандидат технических наук, заведующая кафедрой «Информационно-измерительная техника» Екатерина Ярославкина показывает углошлифовальную машинку, модернизацией которой сейчас вплотную заняты сотрудники кафедры. Внешне эта болгарка ничем не отличается от других, но интеллектуальная начинка делает её по-своему уникальной. Этим устройством можно будет управлять посредством телефона, задавая через мобильное приложение требуемые режимы работы и отслеживая техническое состояние самого инструмента.
– Блок управления нашей углошлифовальной машинки представляет собой сложное микропроцессорное устройство, оснащённое различными датчиками безопасности, сервисными системами, – говорит Ярославкина. – С их помощью мы можем отследить время работы, проконтролировать режимы обработки изделия и значительно повысить безопасность применения инструмента.