Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Свои люди

Валерий Быков: «Политех приучил меня делать любое дело до тех пор, пока не получится»

Лучшие студенты высшей биологической школы Политеха будут получать стипендию имени Валерия Быкова – выпускника университета, известного учёного в области биотехнологии растений, биомедицинской технологии и создания фитопрепаратов, доктора технических наук, профессора, академика. Сегодня он, будучи главным научным сотрудником ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений» («ВИЛАР»), продолжает работать над новыми препаратами. Накануне 85-летия легендарный профессор поделился с «Технополисом Поволжья» воспоминаниями об учёбе в Политехе, пути в нефтепереработку и судьбоносном переходе в биотехнологическую отрасль.

Детство. Отрочество. Юность

– Какие дороги привели вас в Политех?

– Я с детства жил в Куйбышеве, на четвёртой просеке, около телецентра. Поступать в Куйбышевский индустриальный институт меня подвигла беседа с учительницей химии из нашей школы №43. Когда зашёл разговор о будущей специальности, она сказала, что пошла мода на переработку углеводородов, так что было бы неплохо иметь в виду перспективу такого рода. Мне это показалось интересным, и в 1956 году, окончив школу, я понёс документы в институт. Правда, сначала хотел выбрать автоматику и телемеханику. Смотрю – там конкурс 18,5 человек на место. А у меня в аттестате пятёрки по всем предметам и одна тройка – по русскому. Ну, думаю, тут мне ловить нечего. И пошёл на «нефтянку». Как раз в тот год нефтяной факультет был разделён на нефтепромысловый и нефтетехнологический, в стране был взят курс на усиление химического профиля. Я сдал экзамены и поступил на специальность «Машины и оборудование нефтезаводов».

Текст:
Елена Андреева

– Чем запомнились студенческие годы?

– Сейчас студент перебирает, какие предметы ему нравятся, какие не нравятся, у нас же было железное правило: независимо от того, как относишься к предмету, делай своё дело как следует, учись хорошо. Ещё это было время расцвета художественной самодеятельности. Школьником куда я только не ходил: драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота. Всё как у Барто! На первом курсе института попал в институтский СТЭМ, который гремел на весь город. Для меня это была настоящая отдушина. СТЭМ приглашали на концерты, конкурсы, фестивали. Мне даже предложили стать артистом Волжского народного хора. Но мама тогда строго сказала: «Закончи учёбу, а потом хоть пой, хоть пляши!» Короче говоря, воспитание не позволило отказаться от начатого. Да, бытие было трудное: довелось и мясные туши в холодильнике таскать, и цемент на баржах перегружать. Но у нас было много затейливых ребят, мы никогда не скучали.

– И всё же после окончания вуза вы не стали «петь и плясать», а остались в науке.

– Веселье весельем, а к окончанию института я женился. Причём моя барышня, Ольга Александровна, окончила тогда только второй курс. Она училась у нас же, на механическом факультете. Поэтому, когда началось распределение, почёл за честь остаться в институте. Три года работал как молодой специалист на кафедре «Машины и аппараты химических производств». Начинал под руководством доцента Ольги Георгиевны Осининой, мы вели курс «Процессы и аппараты химических производств». Буквально через полгода нашей совместной деятельности она уехала работать на Кубу, и мне ничего не оставалось, как занять должность ассистента и вести занятия за неё. Таким образом, мне посчастливилось учиться не пять, а целых восемь лет, за что я очень благодарен Политеху. Здесь я научился главному – учиться.

– И это дало хорошие плоды.

– Дело было так. Апрель 1964 года. Сижу я на кафедре, и вдруг заходит Володя Щербаков. Мы были хорошо знакомы со времён студенчества, он когда-то по поручению комсомольской организации института курировал художественную самодеятельность. «А ты чего здесь?» – спрашивает. «Работаю на кафедре, – отвечаю, – жена ещё студентка». У меня тогда был очень напряжённый жизненный период: родилась дочь, я подрабатывал в новокуйбышевском и чапаевском техникумах. В комнатке общежития было тесновато. «У нас в Киришах идёт Всесоюзная ударная комсомольская стройка, – говорит Щербаков. – Давай мы тебе выпишем туда путёвку». (В 1960 году Советом Министров СССР было принято решение о строительстве в Ленинградской области нефтеперерабатывающего завода и ГРЭС, туда съезжались строители со всех уголков страны. – Прим. ред.). Так в мае мы всей семьёй поехали в Кириши. Тогда этот город, почётным гражданином которого я впоследствии стал, только строился, там было всего три дома, один магазин, а вместо вокзала – вагончик.
Нас встретили очень хорошо, к октябрю выделили отдельную двухкомнатную квартиру. На заводе я занял должность механика атмосферно-вакуумной трубчатой установки (АВТ), принимал строительно-монтажные работы, связанные с установкой колонных аппаратов. Я ведь, работая на кафедре, вёл этот курс. И среди моих студентов был Виктор Степанович Черномырдин (выпускник Куйбышевского политехнического института 1966 года, министр газовой промышленности СССР с 1985 по 1989 годы, председатель правительства России с 1992 по 1998 годы, основатель «Газпрома». – Прим. ред.). Позже мы с ним сдружились, пройдя через школу аппарата ЦК КПСС.

Бытие было трудное: довелось и мясные туши в холодильнике таскать, и цемент на баржах перегружать. Но у нас было много затейливых ребят, мы никогда не скучали.

В Киришах

– Чем вам запомнилась работа на заводе?

– Завод активно строился, поэтапно формировался коллектив. Помимо блока АВТ, обеспечивающего атмосферную и вакуумную перегонку нефти, строилась ЭЛОУ – установка обезвоживания и обессоливания, монтировалась вся система, защищающая завод от взрывов и пожаров. При этом предохранительные клапаны устанавливали без учёта сопротивления факельной линии трубопровода, тем самым «пережимая» аппараты, на что я обратил внимание директора Михаила Сергеевича Воронина. Тот решил направить меня в химический отдел Северо-Западного округа Госгортехнадзора СССР набираться опыта, в том числе сотрудничать с «Ленгипрогазом» (проектный институт, специализировавшийся на решениях в областях газоснабжения, газонефтехимии и энергетики. – Прим. ред.). И так в 1968 году с давлением в факельной линии на НПЗ я разобрался.
Вернулся на завод уже в качестве заместителя главного механика и работал вплоть до 1971 года, когда практически была завершена первая очередь строительства. Кстати, за счёт реализации моей идеи по усовершенствованию работы установки нам удалось поднять её производительность с двух до трёх миллионов тонн в год, за что мне вручили премию и талон на машину. Здесь мне пригодились, я считаю, знания, полученные в Куйбышевском индустриальном институте на семинарах Бориса Фридриховича Трахтенберга (заведующий кафедрой «Технология металлов» с 1959 по 1979 годы, доктор технических наук, профессор. – Прим. ред.). Я знал, как определять состояние трубопроводов без сверления, с помощью ультразвукового уточнения толщины стенки, и это помогло прогнозировать какие-то технические изменения.

– Как вы из нефтепереработки попали в биотехнологическую сферу?

– В это время в стране зарождалась специализированная отрасль микробиологической промышленности, положившая начало формированию биотехнологического направления, и одним из её первенцев должен был стать Киришский биохимический завод. Его проектировал Ленинградский проектный институт «Гипробиосинтез». Место расположения было выбрано неслучайно. В Киришах благодаря НПЗ и ГРЭС-19 были источники сырья и энергии. Сам город расположился на берегу Волхова в окружении лесов. Завод должен был выпускать белково-витаминные концентраты (БВК) из древесного сырья, кормовых дрожжей и фурфурола. Тогда очень интенсивно развивалось животноводство, которое нуждалось в БВК, аминокислотах и других добавках к кормам, использование которых позволяло поднять продуктивность сельскохозяйственных животных.
В 1971 году отвели землю под строительство нового предприятия, мне вручили технический проект и назначили директором. Пришлось с головой погрузиться в проблемы микробиологизации, до тех пор связанные только с очистными сооружениями на нефтезаводах. Надо сказать, при возведении предприятия мы удешевили проект в полтора раза за счёт того, что всё технологическое оборудование «вынесли» на улицу, как в нефтепереработке, преодолев сопротивление проектировщиков. Завод был запущен с опережением графика в 1974 году. Мощности мы освоили меньше, чем за год. В сутки выпускали до 50 тонн БВК. За строительство и эффективный запуск предприятия меня наградили орденом Трудового Красного Знамени.

С высоты биографии

– Как вам удавалось совмещать руководящую работу, производственную деятельность и науку?

– В основу моей кандидатской диссертации легли наработки по реконструкции ферментёра – главного звена в технологическом процессе ферментации. При подготовке завода к пуско-наладочным работам ферментационного оборудования обнаружилось, что оно нуждается в радикальном усовершенствовании. Мы изменили воздухозабор, обвязки системы охлаждения, использовали секции дозревания в качестве секций выращивания. Этот опыт впоследствии был использован на типовых строящихся заводах, а я написал несколько научных статей, оформил патенты на новые виды оборудования и написал диссертацию, посвящённую процессамсовершенствования технологии получения биомассы. Правда, право защитить её я «выторговал» лично у Григория Васильевича Романова (с 1970 по 1983 годы – первый секретарь Ленинградского обкома КПСС. – Прим. ред.). Дело в том, что, когда работа была готова, меня выдвинули на партийную должность, в 1976 году меня выбрали первым секретарём Киришского горкома КПСС. Ещё через три года назначили заведующим сектором микробиологической промышленности в отделе химической промышленностив аппарате ЦК КПСС, и я переехал в Москву. Затем, с 1985 года, возглавлял Главное управление микробиологической промышленности при Совете министров СССР, министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР.
Партийную работу я тоже, конечно, совмещал с научной. Преподавал в должности профессора в Менделеевке (сегодня Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева. – Прим. ред.). В 1990 году основал и возглавил кафедру биотехнологии лекарственных средств Первогомосковского медицинского института имени И.М. Сеченова (1990–1997), с 1995 года руководил кафедрой общей фармацевтической и биомедицинской технологии Российского университета дружбы народов.
В 1991 году я стал директором Научно-производственного объединения «Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений» (ныне ФГБНУ «ВИЛАР»), с 2013 года остаюсь в нём главным научным сотрудником лаборатории метаболомики.

–Вы активно работаете в области метаболомики, нанобиомедтехнологий, репродукции тканей и биопротезирования, сохранения биоструктур, а также создания биотест-систем. Ваши фундаментальные исследования белков, алкалоидов, гликозидов и флавоноидов, обладающих фармакологической активностью, позволили создать и внедрить новые лечебные и диагностические средства из лекарственных растений. Как вы относитесь к развитию биотехнологического направления в Политехе?

– Горячо поддерживаю. Целый ряд вузов, включая технические, начали вести подготовку кадров по этому перспективному профилю, XXI век знаменуется развитием биотехнологизации. Сегодня приоритет отдаётся наукам о жизни и технологии живых систем. Главное – чётко определить, в каком направлении нужно двигаться. Биотехнология как отрасль многогранна, от неё можно отталкиваться, развивая дальше, например, микробиологию, фармацевтику. Альма-матер меня приучила к тому, что, если берёшься за что-то, делай, пока не получится, что в полной мере относится ко всем учёным из любой области. Всего знать невозможно, как известно, и за научно-техническим прогрессом сейчас успевать следить всё сложнее, поэтому учиться нужно всю жизнь.

Всего знать невозможно, как известно, и за научно-техническим прогрессом сейчас успевать следить всё сложнее, поэтому учиться нужно всю жизнь.

Валерий Быков. Один из основоположников отечественной биотехнологии и создателей микробиологической промышленности в СССР, специалист в области белков, алкалоидов, гликозидов и флавоноидов, обладающих фармакологической активностью. Под его руководством и при непосредственном участии, с использованием отечественных продуцентов, сырья и оборудования, успешно решена проблема крупнотоннажного производства биомассы микроорганизмов (решение вопросов кормопроизводства для животноводства), культур клеток растений и животных как на углеводородных, так и на углеводных субстратах.
С 1985 по 1991 годы – министр медицинской и микробиологической промышленности СССР (позднее переименовано в Министерство медицинской промышленности СССР).
Академик Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, дважды лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшего профессионального образования России, почётный профессор Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Сеченовского университета), почётный доктор Воронежского государственного университета.
Автор 461 публикации, в числе которых – научные и методические работы, обзоры, учебники, справочники и монографии. На счету академика 134 патента и авторских свидетельств на изобретения. Под руководством Валерия Быкова подготовлены 27 кандидатов и 17 докторов наук. Среди них – директор ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений», академик РАН Николай Сидельников; завкафедрой биотехнологии Вятского государственного технического университета, кандидат технических наук, член-корреспондент РАЕН Николай Жуков; профессор кафедры фармацевтической и биомедицинской технологии Сеченовского университета, доктор фармацевтических наук Наталья Дёмина; заведующий кафедрой биотехнологии Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, доктор технических наук, профессор Виктор Панфилов; заведующий кафедрой фармацевтической технологии с курсом биотехнологии Башкирского государственного медицинского университета, доктор фармацевтических наук, профессор Юлия Шикова.
19 декабря 2023 года Валерию Быкову исполнилось 85 лет.