Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Труды и дни

Почему надо получать ИТ-образование в Самарском политехе

В Политехе продолжается цифровая трансформация. В образовательную среду внедряются новые подходы и решения, позволяющие повысить качество подготовки ИТ-специалистов. Дело, начатое в нашем вузе в 1959 году легендарным Лонгином Куликовским, основателем ФАИТа – факультета автоматики и измерительной техники, сейчас стремительно переформатируется. В учебный процесс интегрируются кейсы профильных ИТ-компаний, а студенты привлекаются к выполнению реальных бизнес-задач.

Изучаем языки

Уже в будущем учебном году первокурсники института автоматики и информационных технологий (бывший ФАИТ) первыми в вузе опробуют новую модель организации учебного процесса – перевёрнутый учебный план. К этому времени в вузе будет внедрена специальная цифровая платформа, которая заменит автоматизированную информационную среду (АИС).

Изменить образовательную траекторию в Политехе решено было для того, чтобы студенты как можно раньше включались в проектную деятельность, которую развивают по всем направлениям подготовки. Традиционно в вузах изучают сначала общие фундаментальные дисциплины, специальные вводятся на старших курсах. В нашем университете есть намерение сделать по-другому.

– Мы предлагаем равномерно распределить нагрузку по общим дисциплинам по всем годам обучения, вынеся значительную часть на период последних курсов, а кафедральные дисциплины, наоборот, сместить на первые семестры, – поясняет проректор по инновационной деятельности Политеха, доктор технических наук Константин Савельев. – Это могут быть такие прикладные курсы, как «Основы языков программирования», «Введение в базу данных», несложные для восприятия новичков. Для тех же, кто приходит на первый курс с каким-то бэкграундом, открыты дополнительные возможности. Одна из них – стать слушателем проектно-образовательного трека вуза «Высшая научная школа», где ведётся углублённая подготовка студентов по профильным предметам. Для айтишников это, например, «Информационные технологии» и «Языки программирования».
Справедливости ради надо сказать, что на перевёрнутые учебные планы сейчас переходят многие российские вузы.

Ещё одна инициатива университета тоже касается обучения будущих ИТ-специалистов и уже реализуется в институте. Эксперимент стартовал прошлой осенью, его целью было уже в первом семестре дать первокурсникам практические знания и навыки в трёх основных языках программирования и программных средах, пользующихся наибольшей популярностью на рынке Java, C# и Python. Причём не в теории, а на примерах решения конкретных бизнес-задач.

Кроме того, в Политехе решено не только обучать специалистов, которые смогут предложить реальному сектору эффективные разработки, но и сделать так, чтобы молодёжь не покинула вуз после учебы. Такая работа уже ведется: в следующем учебном году у каждого из 14 магистрантов и 7 аспирантов будет по два научных руководителя. Один – из ИT-сферы, другой – занимающийся вопросами экологии, химии, машиностроении и других.

Участвуем в конкурсах

Важно, что углублённое изучение предметов уже на первых курсах даёт студентам шанс стать действительно высококлассным профессионалом. Участвуя и побеждая в хакатонах, конкурсах «Цифровой прорыв» или «УМНИК», ребята получают, во-первых, ощутимые денежные призы и стипендии, во-вторых, включают в портфолио свой опыт работы с индустриальными заказчиками и по окончании университета выходят на рынок труда востребованными, конкурентоспособными специалистами.
Призы и кубки политеховцы получают и за победу в ежегодном вузовском конкурсе проектов трека «Технологическое предпринимательство». Так, в июне первое место в этом треке заняла команда института автоматики и информационных технологий, чей научный руководитель – заместитель директора института, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Автоматизация и управление технологическими процессами» Сергей Сусарев.

– Мы создаём объединённые команды с другими факультетами, чтобы ребята могли работать уже на младших курсах с индустриальными партнёрами вуза и, конечно, участвовать в профессиональных конкурсах, – сообщает он. – Сейчас, например, студенты нашего института и института нефтегазовых технологий будут соревноваться в «нефтяном» ИТ-хакатоне.
Новые возможности для развития в этой области даёт клуб спортивного программирования, открывшийся в июне в Политехе. Одним из первых вуз создал и киберспортивный клуб, теперь на очереди – развитие фиджитал-спорта.

– И ещё одно новшество: со следующего учебного года на втором курсе для студентов всех специальностей будет введена обязательная дисциплина «Системы искусственного интеллекта», – рассказывает Сусарев. – Её будут вести преподаватели нашего института, чтобы молодёжь понимала, как искусственный интеллект можно применять в той или иной отрасли, будь то строительство, машиностроение или биотехнологии.

Осваиваем ИT-Планету

Поддержку молодым учёным оказывают не только вуз и государство. Так, всемирно известный разработчик программного обеспечения для e-Learning, компания iSpring, выступила одним из партнёров XIV Международной олимпиады «IT-Планета 2023». Её финалисткой стала единственная участница из Самарской области – аспирантка кафедры «Химическая технология и промышленная экология» Политеха Татьяна Бердникова.

– Я выбрала кейс по созданию обучающего курса с помощью программы iSpring.Suite, – рассказывает она. – Компания iSpring предоставляла лекционный курс, сначала я смотрела видео, изучала нюансы, а уже потом проходила тест – это было задание первого этапа, который преодолели всего 200 человек, и я в том числе, что было для меня неожиданным.
Далее участникам нужно было создать презентацию на свободную тему в программе Microsoft PowerPoint, на которую крепился лицензионный ключ вендора. Аспирантка решила сделать обучающий курс по раздельному сбору отходов. В нём она представила их виды, маркировку, правила сортировки. А после теории добавила тест, призванный показать уровень сформированности знаний слушателей.

– Это был простой, но понятный курс, ведь это моя специальность, и я в ней разбираюсь, – отмечает молодой эколог. – Честно говоря, не рассчитывала пройти во второй этап, поэтому удивилась, когда вошла в число 20 финалистов. На защиту проекта поехала в Сочи, и опыт, который я получила там, оказался нужным на сто процентов. Я была на обучающих лекциях, познакомилась с ведущими в отрасли специалистами. В финале я заняла 10 место и получила в подарок сертификат от компании iSpring на бесплатное пользование их лицензионной программой на полгода.

Параллельно с аспирантурой Бердникова получает в нашем университете дополнительное образование, учится на преподавателя высшей школы. И именно в этой деятельности, уверена она, ей особенно пригодится программный продукт.

– Сегодня сплошной текст и неподписанные картинки в презентации – уже плохой тон, – говорит она. – Студентам гораздо удобнее и легче воспринимать информацию, если она наглядная, интерактивная, поэтому для меня такой подарок – очень ценный.

Бакалавриат и магистратуру девушка окончила с красным дипломом. Через три года она рассчитывает окончить аспирантуру, защитить диссертацию и остаться работать в Политехе в качестве учёного и преподавателя.

Текст:
Елена Авдеева