Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Сделано в Политехе

Ученые Самарского политеха знают как продлить жизнь нефтяному резервуару

Как правило, ремонт резервуаров, изготовленных методом полистовой сборки стенок, осуществляют следующим образом: проблемные участки вырезают и заменяют на новые металлоконструкции. Однако этот способ не подходит для ремонта резервуаров рулонного типа (другое название – резервуары индустриального изготовления), так как на «заплатках» появляются «хлопуны» (вмятина с внешней стороны, при которой стенка прогибается внутрь). Таким образом, резервуары указанного типа не обладают важнейшим свойством – свойством ремонтопригодности.  

Аспирант Самарского государственного технического университета (СамГТУ, Самарский политех) Павел Комаров совместно с научным руководителем доктором технических наук, профессором кафедры «Трубопроводный транспорт» Владимиром Тяном нашли причины появления этих дефектов.

– Появление новых дефектов делает резервуар непригодным к эксплуатации сразу же после выполнения ремонтных мероприятий, – отмечает Владимир Тян. – Была поставлена цель: выявить причину возникновения «хлопунов», а именно, разработать теорию, позволяющую создать математические модели напряженно-деформированного состояния резервуара на всех технологических операциях его производства и строительства.

Процесс изготовления и монтажа рулонированной стенки резервуара включает три основные операции: сворачивание полотнища стенки в компактный рулон; установку рулона на строительной площадке; развертывание рулонана проектный радиус.

Системный анализ производства рулонированных резервуаров показал причинно следственную связь между технологическими операциями, начиная от процесса рулонирования в заводских условиях и заканчивая монтажом резервуара на строительной площадке с последующей эксплуатацией. Для получения научно обоснованных выводов необходимо разработать моментну теорию моделирования технологических процессов производства, монтажа и эксплуатации резервуаров, изготовленных индустриальным методом, выявили причину появления «хлопунов».

Создав математические модели каждого технологического этапа, ученые доказали наличие внутреннего остаточного момента в полотнище смонтированного резервуара являющегося причиной появления «хлопунов». 

Кроме того, моментная теория позволила разработать и внедрить в практику методику ремонта «хлопунов» с использованием спроектированной ремонтной оснастки, что подтверждает  адекватность полученных математических моделей реальным физическим процессам производства, строительства и эксплуатации рулонных резервуаров, изготовленных индустриальным способом. Результаты исследований опубликованы в журнале «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья» (DOI: 10.24412/0131-4270-2022-5-6-43-49).

Текст:
Ксения Морозова