Научно-популярный журнал
Технополис Поволжья
content_top_item

Сделано в Политехе

Ближе к Китаю

Учёный теплоэнергетического факультета изучает логистические возможности Нового шёлкового пути

Кандидат экономических наук, доцент теплоэнергетического факультета Роман Федоренко в прошлом году выиграл грант Российского научного фонда по изучению логистики внешнеторговых потоков. Его исследование посвящено проблемам встраивания российских регионов в логистические маршруты Нового шёлкового пути.

Промежуточные результаты работы будут опубликованы в журнале Sustainability.

По сути дела

Основной объект исследования самарского учёного – внешнеторговые потоки стран, объединённых инфраструктурой Нового шёлкового пути. Речь идёт о глобальном геополитическом проекте по созданию транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной и Южной Азии, Европы и Россией, инициированном лидером КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Как отмечают наблюдатели, реализация стратегии Нового шёлкового пути способна перекроить экономическую карту мира. В неё вовлечены десятки государств, проект предполагает развитие нескольких ключевых направлений: Китай – Монголия – Россия, Новый Евразийский мост, Китай – Центральная и Западная Азия, Китай – полуостров Индокитай, Китай – Пакистан, Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма. Идея «один пояс – один путь» открывает грандиозные возможности не только для Поднебесной, но и для нашей страны в части экспорта сырья и топлива, партнёрства в развитии инновационной экономики и инфраструктуры, а также гуманитарных инициатив.

В ходе исследования Роман Федоренко собирал и анализировал большой массив статистических данных об объёмах внешней торговли Китая, России и стран ЕС.

В частности, для изучения влияния проекта на региональное развитие нашей страны учёный оценивал специфику экспортно-импортных операций во всех российских регионах, по территории которых проходит Новый шёлковый путь.

Текст:
Светлана Еременко

Роман Федоренко,

кандидат экономических наук,

доцент теплоэнергетического факультета:

 

– У России очень выгодное географическое положение. По её территории пролегает несколько транспортных маршрутов Нового шёлкового пути. Самый интенсивный грузопоток идёт, конечно, по Транссибирской железнодорожной магистрали. Кроме того, начиная с 2018 года действует маршрут контейнерного поезда, проходящий по южной ветке Нового шёлкового пути через Оренбург и Самару. Всё это позволяет нам стать важным стратегическим партнёром Китая в проекте «Один пояс – один путь».

Промежуточные результаты

Процесс исследования потребовал скрупулёзной работы с официальными статистическими материалами. По словам Федоренко, наибольшую трудность представлял сбор данных по Китаю, релевантная информация о котором представлена в основном только на китайском языке. Это несколько осложнило представление полученных результатов в виде научной статьи.

– Редакции авторитетных научных журналов принимают к публикации только такие работы, в которых есть возможность проверить статистические подсчёты, – объясняет Роман Федоренко. – Другими словами, в ней должны содержаться фактические сведения, прозрачные для рецензентов.

И всё же нашему учёному удалось найти обоснованные подтверждения тому, что регионы, по территории которых проходят наземные маршруты российской части Нового шёлкового пути, имеют показатели внешнеторговой деятельности выше среднероссийских. Особенно это характерно для регионов восточной части страны: Приморского, Хабаровского, Красноярского краёв, Иркутской, Новосибирской, Омской областей. Непрерывно наращивают темпы внешнеторгового оборота и Пермский край, Оренбургская, Нижегородская, Самарская области, Татарстан.

Ещё один важный вывод исследования: регионы, участвующие в проектах Нового шёлкового пути, демонстрируют явное стремление к переориентации собственной внешнеторговой деятельности на Китай. Подтвердить эту гипотезу позволил анализ статистической информации. По территории России проходит более 2300 км наземного маршрута из Китая в Европу. Несмотря на жёсткие экономические санкции, введённые Западом в отношении России, активный железнодорожный транзит китайских грузов на Европейский континент и обратно через нашу территорию не прекращался и в 2022 году.

И ещё одно интересное наблюдение, подтверждённое данными из открытых источников. По расчётам Федоренко, с 2018 года в торговых связях ЕС и Китая наметился существенный дисбаланс. В последние пять лет по территории России регулярно курсировали железнодорожные составы, которые везли в Европу контейнеры, заполненные китайскими товарами. Обратно контейнеры возвращались пустыми: импорт из Евросоюза в Китай в этот период существенно снизился. Сейчас такую ситуацию можно рассматривать как окно возможностей для российских предприятий. Если удастся заполнить пустующие контейнеры своими товарами, отечественный бизнес получит шанс сэкономить на логистических издержках.

Одна из веток Нового шёлкового пути проляжет и через Самарскую область. Речь идёт, в частности, об автомагистрали «Обход Тольятти» от села Зелёновка до села Троицкое протяжённостью более 100 километров и новом мосте через Волгу в районе села Климовка длиной 3,7 км. И мост, и магистраль – важные элементы логистического коридора Европа – Западный Китай. Предполагается, вскоре он станет крупнейшим евразийским транспортным маршрутом, объединяющим, в том числе, крупные агломерации внутри страны – Московскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую.