Свои люди
Константин правнук Константина
История потомков купца Головкина, рассказанная в Политехе
В декабре 2021 года отмечается 150 лет со дня рождения Константина Головкина (1871–1925) – «самарского Леонардо», глазами которого город увидел себя совершенно по-новому. Преуспевающий купец и меценат, художник, архитектор, архивист и краевед, археолог, он основал художественный отдел при Публичном музее, который спустя годы вырос в Самарский областной художественный музей.
Правнуку легендарного самарского купца Константину Овчинникову сейчас 60. Родители назвали его в честь знаменитого предка, да и в чертах лица легко заметить что-то типично головкинское.
Про бабушку
– У прадеда было четверо детей, – рассказывает Овчинников. – Евгения – моя бабушка, Всеволод, Татьяна (она умерла в четырёхлетнем возрасте) и Юрий. Детей он не крестил, никакого заигрывания с Божественным не допускал, во всём был приверженцем научного подхода. Его жена Екатерина Дмитриевна дожила до 86 лет и была очень строгой женщиной. А бабушка Женя, наоборот, ласковая и добрая, я с ней прожил до шести с половиной лет. Помню наши замечательные прогулки по Волге. Она любила ездить на речном трамвайчике куда-нибудь до Гавриловой поляны. Летом мы жили на даче – снимали домик в Студёном овраге. Когда я подрос, она мне рассказала о том, что дом со слонами – дача прадедушки. Вообще, представители старшего поколения семьи были немногословными людьми.
В юности Евгения Головкина получила среднее специальное музыкальное образование. Правда, музыкантом она не стала, какое-то время работала машинисткой в крайкоме партии. Однажды, рассказывала она внуку, нужно было срочно перепечатать какие-то списки и ей пришлось просидеть с ними сутки, что привело к временной потере зрения. Ещё до начала Великой Отечественной войны Евгения развелась с мужем и уехала с маленьким сыном и матерью в Воронеж. Там она поступила в медицинский институт, начала учиться, но в 1942 году семья бежала из города от немцев.
– Мост, который они только что перешли, на их глазах разбомбил вражеский самолёт, – говорит Константин Овчинников. – И мединститут по специальности «акушер-гинеколог» бабушка оканчивала уже в Куйбышеве, потом работала в ульяновском эвакогоспитале, откуда в январе 1943 года была вновь вызвана в Куйбышев для работы в клиническом госпитале. Работала главным врачом куйбышевской больницы инвалидов Отечественной войны. В апреле 1945 года её откомандировали в распоряжение Управления эвакогоспиталей. У неё была двухкилограммовая коллекция осколков и пуль, извлечённых во время операций. «Не успеешь прилечь отдохнуть, приходит пароход: раненых надо разбирать», – вспоминала она.
После войны Евгения работала в Куйбышевском облздравотделе в должности начальника сектора родильных домов и женских консультаций, позже возглавляла областной институт охраны материнства и детства, известный также как больница Общества Красного Креста, что на улице Льва Толстого, 136.
Евгения Константиновна награждена медалью «Ветеран труда СССР» и орденом «Знак Почёта». Она была старшим лейтенантом медицинской службы запаса и членом КПСС с 1947 года. Жила в небольшой квартирке на Волжском проспекте. Вместе с внуком занималась закаливанием и зарядкой, много гуляла.
Константин ОВЧИННИКОВ,
правнук Константина Головкина:
Лично мне, считаю, передалась одна важная черта, которую всё время подчёркивала в прадеде моя бабушка: аккуратность во всём до мелочей и интерес к тому делу, за которое взялся. Константин Павлович первым в городе начал выпускать открытки с видами Самары, и каждый его снимок должен был быть на высоте, весь процесс от съёмки до проявления плёнки – чётким и последовательным. Решил строить загородный дом – эскизы и макеты делал сам. Мне всегда это ставили в пример. Он брался только за то, что ему было интересно, и добивался многого. В его писчебумажном магазине любили собираться фотографы и художники. Он ездил на велосипеде и водил автомобиль и увлекал этим других прогрессивных самарцев. Я думаю, молодым архитекторам Политеха, для которых на даче купца Головкина откроется международная архитектурная школа, будет интересно заниматься, общаться и творить там, где жил, работал и творил мой прадед.
Про отца
На нефтяном факультете Куйбышевского индустриального института учился Владимир, сын Евгении. Молодой специалист по бурению нефтяных и газовых скважин после вуза быстро пошёл в гору: начинал с должностей помощника бурильщика и бурового мастера в посёлке Зольное в Жигулях. Кстати, именно на этом месторождении впервые в стране был освоен двуствольный метод наклонного бурения. Затем была работа на других нефтеносных участках региона, а в начале 1960-х годов Владимир Овчинников отправился в командировку в Индию.
– Это случилось вскоре после моего рождения, – вспоминает Константин. – А через полгода мама взяла меня с собой, и мы поехали к отцу. Я прожил там до своих двух с половиной лет и, по словам родителей, научился понимать русский, английский и хинди в равной мере. Но они посчитали моё здоровье слабым для Индии и отправили обратно в Куйбышев, к бабушке. Отец же ещё несколько лет разведывал индийскую нефть, потом они с мамой вернулись ненадолго на родину, в 1965 году у меня родился младший брат, а вскоре мы все вместе отправились в Ухту. Там я вырос и окончил школу.
Владимир Овчинников работал заместителем руководителя по бурению газопромыслового управления «Комигазпром». Там было открыто Вуктыльское газоконденсатное месторождение, начиналось строительство газопровода «Вуктыл – Ухта». С 1980 года был заведующим лабораторией испытания и опробования глубинных скважин в филиале научно-исследовательского института ВНИИГАЗ. Мама Константина, геолог по образованию, тоже трудилась в геологоразведочной организации.
Про себя
– В 1978 году я вернулся в Куйбышев и поступил в авиационный институт, на радиотехнический факультет, – продолжает Константин Овчинников. – Отучился пять с половиной лет, по распределению остался работать в вузе. Правда, в научной лаборатории место нашлось только через три года, и я вешал в учебных корпусах телевизоры, обслуживал их как сотрудник лаборатории учебного телевидения. Потом поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и начал заниматься прикладной наукой в филиале Центрального конструкторского бюро уникального приборостроения.
В 1990-х правнук Головкина работал помощником руководителя в коммерческом магазине, затем – в сервисном центре Samsung, почти 18 лет разрабатывал аппаратуру в компании «Крафт-С», занимающейся производством, продажей и обслуживанием компьютеров и офисной техники. Сейчас Овчинников тоже трудится в этой области, но уже на административной должности, а его дети – в IT-индустрии.